Самодельный катер из обычной фанеры

  • Дата: 28-08-2015
  • Просмотров: 462
  • Комментариев:
  • Рейтинг: 39
Оглавление: [скрыть]
  • Основные характеристики
  • Шпангоутные рамки
  • Сборка катера
  • Практические рекомендации
  • Заключение

В настоящее время строительство катеров и яхт вышло на совершенно новый уровень. На рынке встречаются самые разнообразные варианты судов, которые предназначены для частного использования. Большинство из них выпускается открытого типа. Лодки и самодельные катера не теряют своей актуальности. Многие делают их своими руками. На это есть множество причин. Современная промышленность выпускает суда, которые подходят для использования только в жаркий период. В средней полосе нашей страны преобладают реки и озера, которые применяются круглый год для отдыха.

Чертеж лодки из фанеры

Чертеж лодки из фанеры.

Именно поэтому многие предпочитают создавать самодельный катер из фанеры. Этот вариант позволяет сохранить денежные средства и создать универсальное плавательное средство. Лучше всего делать самодельный катер из фанеры, который будет иметь закрытый верх. В этом случае не придется каждый раз выбираться на берег с наступлением сумерек. Именно о том, как создать такой самодельный катер из фанеры, пойдет речь далее.

Основные характеристики

Это:

  • максимальная длина агрегата составляет 4,36 м;
  • максимальная ширина — 1,80 м;
  • вес корпуса равен приблизительно 240 кг.

Разумеется, эти данные могут и изменяться. Все зависит от того, каких габаритов судно планируется построить.

Все параметры агрегата были подобраны к мощности мотора в 20 л. с. Скорость при этом должна быть приблизительно 20 км/ч. Те, кто уже построил для своих целей судно, считают, что его мореходность достаточно высока. Устройство способно перемещаться по реке, если на ней гуляет волна высотой до 1 м. При этом судно может совершать движения практически в любую сторону. Оно способно двигаться и против волны.

Расположение основных частей лодки

Расположение основных частей лодки.

Благодаря тому, что у данной модели деревянный корпус, она не затонет ни при каких условиях. Даже если лодка полностью будет затоплена водой, она останется на плаву.

В некоторых случаях конструкция дополняется слоем пенопласта. Таким образом, самодельный катер из фанеры будет полностью соответствовать требованиям, которые предъявляются к судам промышленного производства.

Данный вариант лодки относительно небольшой. Однако внутри свободно помещаются 2 человека на спальных местах. При этом за столом могут одновременно сидеть сразу 4 человека. Это достаточно интересная конструкция. Она закрыта от пагубных воздействий внешней среды. Человек здесь может находиться круглосуточно.

Кокпит защищен от попадания брызг стеклом. Если необходимо спрятаться от проливного дождя или палящего солнца, то сверху в кратчайший срок можно натянуть тент. Если человек планирует ночевать в судне, то поверх уже натянутого тента устанавливается дополнительная палатка. Она создаст некое подобие плавающего домика. Так как в каюте расположен столик, то не всегда будет удобно раскладывать здесь лежачие места. Для устранения этого недостатка самодельный катер из фанеры снабжается столом, который может сниматься. При этом освобождается огромное пространство. Лежачие места занимают всю площадь катера из фанеры. Судно имеет относительно небольшие размеры, поэтому здесь невозможно установить гальюн или шкафчик для одежды. Стоять во весь рост смогут здесь только дети.

Вернуться к оглавлению

Шпангоутные рамки

Варианты сборки шпангоутных рамок

Варианты сборки шпангоутных рамок.

Сам по себе корпус состоит из этих конструктивных элементов. Они соединяются между собой продольными связями. Всего используется в данном самодельном катере из фанеры 7 шпангоутных рамок. Все детали набора в обязательном порядке изготавливаются из хвойных пород древесины. В наших регионах лучше всего использовать сосну. Обшивка делается из влагостойкой фанеры. Ее толщина составляет 5 мм. При этом изготовлена она должна быть из березы. Лучше всего снаружи оклеить корпус стеклотканью с эпоксидной смолой. Если такой слой будет присутствовать, то толщина фанеры может уменьшиться до 4 мм. Это делать не обязательно, но для экономии материала желательно. Для соединения деталей корпуса используется специальный водостойкий клей.

Разбивка плаза — это то, с чего начинается строительство подобных судов. Здесь все чертежи делаются в натуральную величину. Далее производится оформление шаблонов. Делаются они с помощью реек. Они запрессовываются и склеиваются между собой.

Вернуться к оглавлению

Сборка катера

В данном варианте самодельного катера из фанеры используется бесконечная система рамок. Она позволяет наилучшим образом использовать внутренний объем. Все детали обвязки крепятся к фанере с помощью клея. При этом используются дополнительно и шурупы. Флор нужно предварительно собрать на кницах. Когда производится крепление шурупов, обязательно нужно помнить о том, что далее будет производиться выпиливание рамок. Здесь будут образовываться пазы для прохода стрингеров. Бруски с фанерой соединяют стальными запрессованными шурупами. Это касается и соединения их между собой. Здесь, правда, должны применяться шурупы, которые имеют большую длину.

Схема сборки катера

Схема сборки катера.

Форштевень и киль обязательно соединяются между собой посредством замка. Что касается сборки корпуса, то он делается на стапеле вверх килем. Вырезы во флорах под киль малкуются. После этого устанавливается закладка. Ее монтаж производится с помощью клея. При этом дополнительно обязательно применяются запрессованные шурупы. Только так можно добиться прочности составных элементов конструкции. Головки шурупов обязательно нужно утопить в киль. Это делается для того, чтобы конструкцию далее можно было легко прострогать при следующей малковке набора.

Привальные брусья в передней части имеют значительную кривизну. Здесь одним брусом не обойтись, так как он может не выдержать оказываемого на него давления. Приходится склеивать из фрагментов. Достаточно будет 2-х реек, которые соединяются друг с другом посредством клея. Они дополнительно запрессовываются шурупами. Между шпангоутами они соединяются посредством струбцин. Такое условие позволяет сохранить целостность конструкции на долгие годы. Аналогичным образом можно монтировать и скуловые стрингеры.

Вернуться к оглавлению

Практические рекомендации

Для того чтобы обеспечить плотное прилегание обшивки по всему периметру, необходимо с помощью маленького рубанка острогать все составные части катера. Качество такого рода работ можно проверять с помощью листа фанеры. Он должен иметь достаточно внушительные размеры. Ее просто прикладывают к конструкции. Она должна плотно ложиться на свое законное место. В некоторых местах могут оставаться внушительные зазоры. Сюда обязательно нужно снова приложить рейку и прострогать. Эта работа достаточно кропотливая, но она позволяет добиваться идеального строения самодельного катера из фанеры. Затем производится монтаж боковых и на днище стрингеров. После того как последние элементы подверглись окончательной обработке, можно приступать к обшивке катера.

Виды скулового бруса

Виды скулового бруса.

Все листы обшивки должны быть заранее соединены между собой. Они после этого укладываются на корпус. После этого берется самый обычный карандаш. С его помощью изнутри обводятся все составные части катера. Далее все достаточно просто. Все листы обшивки нужно снять, а затем просверлить в них отверстия в соответствии с получившимся рисунком. Они будут служить маяком для расположения шурупов. По разметке необходимо нанести слой клея. Разумеется, захватывать нужно только те участки, которые контактировали с прилегающей поверхностью. В это же время другой человек должен заниматься промазыванием тех элементов конструкции, к которым и будет прилегать обшивка.

Это обеспечит более надежное соединение всех элементов между собой. Далее производится процесс крепления. Начинать стоит с боковых поверхностей катера. Далее работа плавно перетекает на днище. По скулам бруски имеют значительную кривизну. Их целесообразно выклеивать по месту. При этом рейки заготовок выкладывают поверх обшивки борта. Все это делается еще до того, как производилось крепление листов на днище. В противном случае может произойти нестыковка некоторых элементов между собой, а это недопустимо.

Перед тем как снять готовую конструкцию с ее места, стоит заняться предварительным изготовлением кильблоков. На них будет устанавливаться катер из фанеры, когда он будет находиться на берегу. Здесь тоже следует ответственно отнестись к работе. В противном случае катер будет сложно установить в правильное положение. Его обшивка должна плотно прилегать к кильблокам. Только так можно обеспечить 100%-ную устойчивость.

Для всех опорных поверхностей необходимо обеспечить достаточно большую толщину.

Она должна составлять приблизительно 40 мм. Их обивают посредством парусины и слоя войлока. Корпус в это время стоит перевернутый вниз килем. Прежде всего стоит заняться установкой комингсов кокпита. Затем монтируются обрешетка в рубке. Она необходима для того, чтобы обеспечить целостность конструкции. После этого можно заниматься окончательными сборочными работами. Доводка всех элементов осуществляется с помощью различных слесарных инструментов. Здесь достаточно применения стандартного набора, что значительно экономит время и средства.

Вернуться к оглавлению

Заключение

Самодельный катер из фанеры — это полноценное судно. Оно всегда будет отвечать требованиям безопасности. Как уже отмечалось ранее, благодаря своим конструктивным особенностям данная модель может держать на плаву около 4 человек. При этом в ночное время здесь может располагаться 2 человека. Спальные места подразумевают именно такое количество.

В последнее время именно самодельные катера получили самое широкое распространение. Они позволяют без особых проблем прибывать на воде даже в ночное время. Это достигается за счет того, что каюта полностью закрыта от окружающего мира. Здесь предполагается использование специального брезента, который не всегда присутствует даже в готовых моделях.