Самостоятельный ремонт фанерной лодки

  • Дата: 06-09-2015
  • Просмотров: 325
  • Комментариев:
  • Рейтинг: 17
Оглавление: [скрыть]
  • Инструменты и материалы
  • Ремонт обшивки
  • Набор корпуса
  • Практические советы
  • Устранение водотечности
  • Подведение итогов

Ремонт фанерной лодки — это достаточно сложная задача, с которой способен справиться не каждый. Здесь существует множество нюансов, на которые обязательно нужно обращать внимание. Ремонт лодок из фанеры и катеров может осуществляться специальными мастерскими. Если у человека имеются денежные средства, то лучше обратиться именно туда. Однако не все могут себе это позволить. В некоторых ситуациях работу куда проще и выгоднее произвести самостоятельно.

Фанерная лодка

Фанерные лодки время от времени необходимо проверять и при обнаружении поломки обращаться к специалисту.

Ремонт фанерной лодки подразумевает наличие опыта в слесарном мастерстве и строительстве. Человек обязательно должен уметь пользоваться определенным набором инструментов. О том, как производится ремонт фанерной лодки, и пойдет речь далее.

Инструменты и материалы

В зависимости от того, какую именно деталь лодки придется ремонтировать, понадобятся следующие инструменты и материалы:

  • древесная мука;
  • мастика;
  • деревянный брус;
  • молоток;
  • рашпиль;
  • наждачная бумага;
  • стамеска;
  • доски;
  • заклепки;
  • краска;
  • клей;
  • деревянные опилки;
  • фанера.
Вернуться к оглавлению

Ремонт обшивки

Старая обшивка фанерной лодки

Обшивка фанерной лодки приходит в негодность из за частого контакта с водой.

В настоящее время сделанная из досок или фанеры обшивка может запросто прийти в негодность. Этому есть множество причин. Главная заключается в том, что дерево, контактируя с водой, постепенно размокает. Могут возникать ситуации, когда не все детали прогнили насквозь. В этом случае для ремонта можно использовать мастику. К ней в процессе проведения работ добавляется деревянные опилки или мука. Участок, который был поврежден в ходе эксплуатации, необходимо зачистить от остатков некачественной древесины, а затем замазать их мастикой заподлицо с обводами борта. Мастика может растекаться в процессе проведения работ. Чтобы этого не происходило, необходимо на нее наклеить бумагу или полиэтилен. Их дополнительно прижимают с помощью подпорки. После того как мастика подсохнет, можно дополнительно обработать участок рашпилем и наждачной бумагой. После этого он подвергается окрашиванию.

Когда речь идет о значительном повреждении обшивки, то здесь не обойтись без частичной замены элементов. В данной ситуации делается вставка. Для начала придется разобрать ту часть, которая подлежит замене. Для этих целей принято использовать стамеску и узкую ножовку. После этого стоит удалить весь старый крепеж, а затем сам поврежденный участок. Далее нужно подготовить новую доску. Она будет крепиться на свое место посредством шурупов или заклепок. Конкретный выбор делается в зависимости от того, какой крепеж использовался на корпусе. Доска должна быть идеально подогнана к своему месту.

Парусина

Для изготовления стыковой накладки будет необходима парусина.

Не стоит забывать и о герметичности. В данной ситуации лучше всего использовать бязь, которая пропитывается специальными составами, а затем укладывается между досками. Изнутри стоит смонтировать накладки из такой же доски. При этом стыковая накладка делается из парусины, которая пропитывается дополнительно густой краской. Если для крепления элементов используются шурупы или саморезы, то их в обязательном порядке необходимо утопить в обшивку. Глубина при этом достигается приблизительно 6-9 мм. Над ними остается небольшое углубление. Его тоже стоит заделать. Делается это с помощью клея с опилками или деревянными пробками.

Оба варианта приемлемы в данной ситуации. Теперь можно заняться строганием досок корпуса. Это делается заподлицо с остальными деталями. Для получения более надежной конструкции ее следует зашпаклевать или покрасить. Можно совместить эти два приема, чтобы конструкция была действительно качественной.

Вернуться к оглавлению

Набор корпуса

Конструкция фанерной лодки

Конструкция фанерной лодки.

Если в результате эксплуатации лодки из фанеры были повреждены шпангоуты, то их тоже нужно подвергнуть ремонту. Их можно не менять, но потребуется установить специальные накладки, которые будут их дублировать. При этом подразумевается, что они будут иметь то же самое сечение. Обычно такие накладки крепятся посредством заклепок. Дефектный участок обязательно должен быть перекрыт. Для этого делается запас при подготовке детали в 200 мм.

Если шпангоуты находятся в плохом состоянии, то их следует заменить. Не стоит пользоваться обычными накладками.

Шпангоуты являются достаточно сложными деталями конструкции. При их подготовке обязательно нужно подержать некоторое время заготовку в горячей воде, которая заливается в специальную трубу. Если говорить о деталях, которые имеют незначительный размер, то можно использовать мокрые тряпки для обертывания. В итоге нужно получить древесину, которая без проблем будет подвергаться деформации. Ее нужно изгибать по обводу корпуса.

Иногда для крепления нового шпангоута используются специальные рейки. Их тоже придется изгибать. Для этого понадобится горячая вода. Они могут сажаться как на клей, так и на саморезы.

Вернуться к оглавлению

Практические советы

Обшивка чаще всего страдает в ходе эксплуатации фанерной лодки. Соответственно, ей требуется ремонт.

Для начала стоит определиться с параметрами поврежденного участка.

При осмотре обшивки лодки необходимо определиться с площадью поврежденного участка лодки для ремонта.

При осмотре обшивки необходимо определиться с площадью поврежденного участка лодки для ремонта.

Его всегда вырезают таким образом, чтобы получилось прямоугольное отверстие. Затем делаются две накладки из фанеры той же марки, что использовалась для обшивки. Первая из них будет использоваться для наружной отделки, а вторая — закрывать обшивку изнутри. Та, что используется изнутри, обязательно должна быть большего размера. Она крепится с помощью тонких гвоздей.

Важно придерживаться определенного шага. Он должен составлять приблизительно 20-25 мм. Та накладка, которая имеет меньшие размеры, устанавливается снаружи. Она крепится посредством заклепок. Устанавливается конструктивный элемент заподлицо. Теперь можно производить косметические работы, которые заключаются в шпаклевании, шлифовке и покраске. Разумеется, идеальной лодка вряд ли станет, но вернуть ей рабочее состояние эта мера позволит.

Если речь идет о значительных повреждениях обшивки, то сплошным листом фанеры не обойтись. Используются специальные накладки из того же материала. Если использовалась фанера, которая не имеет хорошей стойкости перед воздействием воды, то можно для этих целей использовать строганные рейки.

Что касается материала для ремонта обшивки, то в большинстве случаев можно использовать обыкновенную строительную фанеру. Однако она предварительно должна быть пропитана олифой. Только так она не даст никаких течей. Для обработки используется специальная технология. С помощью кисти на фанеру наносится специальная олифа. Она должна проглаживаться утюгом, предварительно прогретым до температуры 150-200°С. Процедура эта весьма трудоемкая и продолжительная. Олифа наносится на фанеру до тех пор, пока та не перестанет ее впитывать. Она проникает вплоть до клеевого слоя. Важно следовать правилу — внутренняя сторона пропитывается до установки на набор, а наружная — после монтажа.

Вернуться к оглавлению

Устранение водотечности

Палуба лодки

Для устранения водотечности палубы лодки необходимо на нее уложить парусину.

Иногда возникают ситуации, когда на палубе каютного катера появляется течь. Разумеется, от такой неприятности следует избавляться. Она может навредить всему, что находится на судне, а в итоге попросту разрушить его конструкцию. Для ее устранения чаще всего используется парусина на жидкой масляной шпаклевке. Иногда ее заменяют стеклотканью.

Ремонт начинается с того, что подготавливается палубный настил. Снимаются все конструктивы, которые на нем расположены. Речь идет о буртиках и прижимных планках. В результате настил должен остаться абсолютно чистым. Затем с помощью шпаклевки пропитывается парусина, которая впоследствии прибивается к бортам в натяг. Очень важно, чтобы это было сделано именно по такой технологии. Для крепления лучше всего подходят мелкие гвозди. После того как установка произведена, можно снова на свои места монтировать все конструктивы, ранее удаленные.

Не стоит забывать и про дополнительные мероприятия. Палубу обязательно нужно загрунтовать. Краска втирается торцовой кистью. Здесь закономерность предельно проста — чем лучше будет натяг парусины и чем глубже краска проникнет в ее структуру, тем надежнее окажется само покрытие.

В рубке тоже может образоваться течь. Эта работа — одна из самых затруднительных среди тех, о которых шла речь ранее. Если течь рубки образовалась в соединении с палубой и палубными люками по комингсам, то работу можно производить исключительно после снятия всех отделочных угольников.

Далее следует этап разделки и очистки пазов. Делать это можно с помощью разнообразного инструмента. На этом подготовительные работы не заканчиваются. Пазы, которые были освобождены и очищены, обязательно нужно отделать с помощью мастики. Она способна заполнять все пространство, которое ей будет предоставлено. Чаще всего мастика составляется из эпоксидного клея. Однако одна она не может использоваться. Лучше добавить в нее древесные опилки. Иногда их заменяют древесной мукой.

Вернуться к оглавлению

Подведение итогов

Таким образом, имеется множество различных видов поломок, встречающихся у фанерных лодок. Все они устраняются различными методами и материалами. Ни один из них не является универсальным. После прочтения вышеизложенного вы сможете произвести ремонт фанерной лодки своими руками.

Разумеется, этим делом стоит заниматься, если имеются определенные навыки в работе с инструментом. В противном случае стоит обратиться к специалистам. Однако, зная основы, можно всегда проводить контроль выполнения мероприятий.